+38 (057) 754-38-64
  +38 (0572) 93-01-16

Анатолий Гиршфельд: «Правительство дало старт реформированию одной из ключевых отраслей отечественной промышленности

 31.03.2017

АМГ_4х6_8.jpgНародный депутат Украины, исполнительный директор Национального комитета по промышленному развитию Украины Анатолий Гиршфельд – подробнее о старте реформирования одной из ключевых отраслей отечественной промышленности, предусматривающего стимулирование машиностроителей и аграриев.

Реформа сельхозмаша. Шаг первый

Среди многочисленных разговоров о стабилизации и положительных сдвигах в экономике – с одной стороны и о негативных последствиях торговой блокады в Донбассе и приостановлении действия антидемпинговых пошлин в отношении импорта российских удобрений – с другой, в обществе, на мой взгляд, осталась незамеченной важнейшая инициатива Правительства Украины.

Речь идет об инициативе Премьер-министра Владимира Гройсмана, которая дает старт реформе одной из ключевых отраслей отечественной промышленности – сельхозмашиностроению. Речь идет о выделении в государственном бюджете средств в размере 550 млн. грн на компенсацию 20% стоимости техники и оборудования для АПК. Причем, в отличие от предыдущих попыток, сегодняшний подход заключается в том, что не производители (как практикуется во многих странах), а покупатели получат компенсацию при условии, что продавец и его техника будут соответствовать определенным критериям.

Скептики и едкие критики уже ломают голову «под кого» все эти благие начинания. Советую им обратить внимание, что в отличие от прежних фаворитов – предприятий металлургии, которых в Украины сравнительно немного и их собственники у всех на слуху, заводов-изготовителей машин и оборудования для сельского хозяйства порядка 150. Их многочисленные владельцы не входят в рейтинги Forbes, их продукция достаточно разнообразна. Сюда же следует добавить около 50 000 сельскохозяйственных предприятий, в числе которых – более 4 000 фермерских хозяйств. Т.е. количество субъектов, ведущих хозяйственную деятельность на территории Украины, которые прямо или косвенно получат выгоды в результате такого начинания Правительства – значительно больше, а если принять во внимание занятых в этих производствах – речь идёт о нескольких миллионах человек. Поэтому ответ очевиден – впервые в Украине новый инструмент государственной промышленной политики задействован в интересах национальных производителей и в промышленном, и в аграрном секторе

Новый механизм стимулирования развития отечественного сельхозмашиностроения заложил основу не только для ренессанса этой важнейшей для экономики страны отрасли, но и трансформации места и роли Украины на мировом рынке техники и оборудования для агропромышленного производства. Прежде всего, это выпуск сложной самоходной техники (комбайнов и тракторов) и взаимосвязанных технологий и оборудования точного (щадящего) земледелия. Такой тренд с одной стороны – сохранит уникальный потенциал украинских черноземов, с другой – позволит Украине стать мировым лидером по выращиванию и поставкам экологически чистых продуктов.

504357.jpgБезусловно, реализация этих целей будет содействовать развитию смежных отраслей, в частности, производства новых видов удобрений и средств защиты растений, переработке сельхозпродукции, а также формированию цепочек добавленных стоимостей и повышению конкурентоспособного национального продукта.

Поскольку Украина поставила перед собой амбициозную цель – нарастить валовый сбор зерновых до 100 млн тонн и стать лидером на этом рынке, Правительство и Национальный комитет по промышленному развитию начали работу над созданием Программы по развитию отрасли, в рамках которой будет предложена Дорожная карта достижения поставленных приоритетов.

Одним из первых шагов Премьера-министра Украины Владимира Гройсмана на пути реализации масштабной программы модернизации сельхозмашиностроения стало подписание в марте текущего года важнейших документов, весомый вклад в разработку которых внес Национальный комитет по промышленному развитию.

В частности, решения Правительства были направлены на устранение коррупционной составляющей, которая имела место в предыдущие годы, и на усовершенствование порядка выплаты сельхозтоваропроизводителям средств, предусмотренных в государственном бюджете для частичной компенсации стоимости сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства (Постановление КМУ № 130 от 1 марта 2017). Важнейшим шагом стало изменение механизма определения уровня локализации производства техники и оборудования с учетом европейских подходов, а также оценки осуществления на территории Украины предприятиями отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса соответствующих технологических операций (Постановление КМУ № 147 от 16 марта 2017).

Следует сказать, подобные требования к использованию местного компонента (локализации) – это проверенный во многих странах механизм с двумя простыми, но мощными составляющими: создавать рабочие места на территории страны и стимулировать развитие отечественной промышленности с максимальным использованием внутренних ресурсов, а не импорта исходных для промышленности товаров из-за границы, инвестируя фактически экономики других стран.

Чтобы обеспечить прозрачный процесс формированием перечня отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса, стоимость которых будет частично компенсируется за счет средств государственного бюджета, Минэкономразвитие создаст межведомственную комиссию. В её состав войдут специалисты МЕРТ, Минагрополитики, Национального комитета по промышленному развитию, руководители отраслевых научных учреждений, предприятий отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса и представители общественных организаций. Это станет первым этапом реформ.

Ключевым аспектом при принятии Комиссией решения о внесении отечественной техники и оборудования для агропромышленного комплекса и завода-изготовителя в перечень станет оценка на соответствие основным требованиям. В частности:

·       быть резидентом Украины не менее 2-х лет;

·       для сложной самоходной техники иметь уровень локализации не ниже 35%, для прочей – 60%;

·       иметь удельный вес расходов на оплату труда (с учетом начислений на заработную плату) в составе себестоимости продукции не менее 8%;

·       иметь конструкторско-технологическую документацию и/или поставленную на баланс интеллектуальную собственность на технику и оборудование;

·       иметь систему гарантийного и после гарантийного обслуживания техники и оборудования.

На втором этапе планируется усовершенствовать механизм компенсации процентных ставок лизинга и кредитования отечественной техники, а также упорядочить работу НАК «Украгролизинг» и обеспечить стимулирующие условия приобретения техники отечественных производителей.

На третьем этапе будет разработана государственная инновационная программа по созданию сложной прицепной и самоходной техники. В рамках её реализации Национальному комитету и профильным Министерствам необходимо будет отобрать проекты, которые станут локомотивами развития отрасли на ближайшие 10 лет. Их реализация на принципах государственно-частного партнерства обеспечит эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон в усилении конкурентоспособности отрасли и всей экономики страны.

Реализация инициативы Правительства создаст условия для активизации выпуска новой сельхозтехники и привлечения мировых лидеров отрасли к размещению своих технологических операций на территории Украины. Это позволит удовлетворить растущий спрос украинских аграриев на качественную и недорогую технику, с длительным сроком службы и минимальным расходом топлива не за счет устаревшей, бывшей в употреблении техники европейского и американского производства, которая массово завозится в Украину, а за счет современных отечественных образцов.

Успех начатой реформы отрасли сельхозмашиностроения, а с ней и модернизации других отраслей, способно обеспечить создание вертикали эффективного государственного управления промышленным развитием. Важнейшим звеном которого должно стать создание Министерства промышленности и инноваций, главной миссией которого станет возрождение отечественной индустрии, а также запуск системной реформы управления её технологическим развитием.

Научно-техническая и инновационная политика, на первом этапе, должны обеспечивать цели новой индустриализации страны. Это даст импульс для роста производительности труда и широкомасштабных сдвигов в структуре экономики в сторону высокотехнологичных производств и обеспечит устойчивый экономический рост и благосостояние страны.


К списку