+38 (057) 754-38-64
  +38 (0572) 93-01-16
UA | ENG | RU
 

Украина: машиностроение – итоги 2014

 02.02.2015

 Источник: http://ukrmach.dp.ua

Отечественная машиностроительная отрасль последние два года переживает не лучший период в истории. В 2013-2014 гг. объемы производства сократились на 17% и 24% соответственно. Падение происходит во всех сегментах машиностроительного сектора. Объективные причины спада – снижение экономической и инвестиционной активности на внутреннем рынке и, одновременно, сокращение продаж на ключевом для украинского машиностроения, российском рынке.

Как известно, руководство РФ уже несколько лет проводит активную политику импортозамещения, и продукция иностранных, в частности украинских производителей, системно вытесняется с российского рынка. Этот процесс особенно сильно набрал обороты в 2013 г., когда Украина только собиралась подписать ассоциацию с Евросоюзом. Тем не менее, Россия до сих пор продолжает оставаться основным потребителем продукции отечественных машиностроительных предприятий. Для сравнения, экспорт в страны ЕС на сегодня составляет 21% от общего объема экспорта, а продажи на российский рынок – 52%, в страны СНГ – 14%. По отдельным группам товаров зависимость от РФ еще более значительна: доля экспорта продукции энергетического и транспортного машиностроения на российский рынок составляет 75% и 60% соответственно.

В общем объеме производства отрасли машиностроения на изделия транспортного машиностроения приходится 44%. И именно здесь зафиксирован самый существенный спад – как в количественном, так и в денежном выражении. Объем производства локомотивов и подвижного состава сократился в 2014 г. на 62% по сравнению с 2013 г., а по сравнению с 2011 г. – более чем в три раза. Производство автомобилей сократилось в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 35%, а автобусов – более чем в два раза. Падение в этом секторе ощутимо сказывается на производственных и на экспортных показателях всей отрасли. В целом по итогам 2014 г. объем производства машиностроительной продукции в Украине составит, как ожидается, 90 млрд. грн. Это 8% общего промышленного выпуска и 6,6% ВВП Украины.

Объем экспорта украинской машиностроительной продукции в 2014 г. прогнозируется на уровне 71 млрд. грн., что составит 79% всей произведенной продукции. К сожалению, потери от падения продаж в Россию украинские машиностроители не смогли компенсировать за счет внутреннего рынка и экспорта в другие страны. Определяющую роль в машиностроении в ближайшее время будут играть следующие факторы: – активизация политики импортозамещения на ключевом экспортном рынке – Российская Федерация; – снижение экономической активности в Украине. Это – объективные обстоятельства, изменить которые на данный момент не в силах ни отечественные машиностроители, ни украинское правительство.

Вместе с тем на ситуацию в отрасли влияют и субъективные факторы, такие как низкая инвестиционная привлекательность украинской промышленности и отсутствие у отечественных производителей возможности привлечения “дешевых” финансовых ресурсов. Улучшения в этой сфере полностью находятся в компетенции участников отрасли и профильных министерств и ведомств.

Сегодняшнее отсутствие инвестиций и доступных кредитов не позволяет предприятиям провести масштабную модернизацию, перейти на новые технологии производства и менеджмента, наладить выпуск новой продукции. В таких условиях украинским производителям крайне сложно переориентироваться на новые рынки сбыта. Поэтому обеспечение спроса на внутреннем рынке – важнейшее направление работы по созданию условий для стабильной работы отрасли в ближайшее время. И в этом направлении есть обнадеживающие факты. Масштабный проект собирается инициировать ГП “НАЭК “Энергоатом”. Еще летом энергокомпания приняла решение начать программу импортозамещения и закупать продукцию для АЭС у отечественных производителей. Все генераторное оборудование, установленное на электростанциях “Энергоатома”, было изготовлено и поставлено российским заводом “Электросила” в конце 1960-х – начале 1970-х годов.

Соответственно, срок эксплуатации турбогенераторов подходит к концу. Ранее “Энергоатом” покупал запасные части у завода-производителя. Теперь компания готовит почву для того, чтобы переориентироваться на украинский рынок энергетического машиностроения. Сейчас “Энергоатом” разрабатывает запрос о необходимых объемах и характеристиках продукции, которая нужна для украинских АЭС. Таким образом, отечественные предприятия, в частности, “Электротяжмаш”, ОАО “Турбоатом” и другие, смогут рассчитывать на новые заказы. Кроме того, существует еще целый ряд позитивных для отрасли моментов, которые позволяют сохранять сдержанный оптимизм в прогнозах: – Повышение расходов государства на Вооруженные силы позволит увеличить объем государственных заказов украинским производителям военной техники и оборудования, включая автомобили (“КрАЗ”). – Сложная ситуация с поставками российского газа создает условия для развития альтернативной энергетики, и, соответственно, формирует спрос на продукцию отечественных производителей оборудования для этой отрасли. – Девальвация национальной валюты выгодна экспортоориентированным отраслям, в том числе машиностроению, так как приводит к снижению цен на украинскую продукцию в валютном выражении и повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке.

На этом фоне правительству Украины просто необходимо создать условия для прихода инвесторов, денег и технологий. Это можно сделать с помощью реформирования отрасли, в частности, прозрачной приватизации государственных машиностроительных предприятий. Но к данному вопросу необходимо подходить чрезвычайно осторожно, взвешенно и без спешки. Меры, которые способствовали бы кардинальному улучшению ситуации в отрасли, в принципе, хорошо известны: Повышение инвестпривлекательности. Приток в отрасль необходимых финансовых ресурсов для обеспечения предприятий отрасли “дешевыми кредитами”. Внедрение современных технологий управления и производства на предприятиях отрасли. Выпуск продукции, конкурентной не только на региональном, но и на мировом рынке.

Реализация перечисленных мер является необходимым условием не только развития, но и выживания украинского машиностроения в долгосрочной перспективе. К сожалению, в 2015 г. падение объемов производства в отрасли, скорее всего, остановить не удастся. (Forbes Украина/Машиностроение Украины и мира) 


К списку

← к списку событий